«КОМАНДИРЫ ПОБЕДЫ»!
8 октября 2024 года ежегодно военнослужащие Военно-морского флота России
отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля — профессиональный праздник командиров экипажей кораблей, установленный в 2007 году Указом Главнокомандующего Военно-Морского Флота РОССИИ
«О введении годового праздника Дня командира корабля Военно-морского флота».
Эпиграф к уроку – одно из положений Морского устава 1720 года.
Руководствуясь петровским уставом, служили и воевали несколько поколений русских моряков, в том числе прославленные адмиралы Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев,
С.О. Макаров и другие.
Международный общественный фонд «КОМАНДАРМ» вручил ветеранам Военно-морского флота памятные знаки «ТЕЛЬНЯШКА НАША ЛЕГЕНДА»,
«ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАД ФАШИЗМОМ»,
«КОМАНДИРЫ ПОБЕДЫ С.О. МАКАРОВ» — I степени.
Участниками урока стали студенты 2 курса Колледжа АВТ РУТ (МИИТ) имени Министра речного флота Л. В. Багрова.
Серьезный разговор с ребятами вели контр-адмирал Захаров Владимир Петрович, капитан 1ранга Васильев Валерий Иванович, капитан 1 ранга Комаров Александр Дмитриевич (командир атомной подводной лодки), капитан 2 ранга Панфёров Константин Николаевич.
Прозвучали подлинные истории из жизни самих командиров, но каждый сказал о главном –
КОМАНДИР – это тот, от кого зависит слаженность работы всего экипажа,
тот, кто способен с достоинством выполнить любую задачу…!!!
Урок прошел в рамках мероприятий выставки «Часовые Родины» Всероссийской историко-просветительской программы «Школьный Музей Победы»!
Следует подчеркнуть, что в музее ПОБЕДЫ
на Поклонной в Горе, по сути в знаковом месте, состоялось торжественное собрание командиров надводных, подводных, воздушных кораблей ВМФ РОССИИ.
За активную общественную деятельность в ветеранском движении, а так же патриотическое воспитание молодёжи, за сохранение Священной памяти наших предков,
по ходатайству руководителя музея истории Черноморского флота
А.М. Фатеева награждены командиры, заслуженные и уважаемые ветераны памятными знаками общественного геральдического Совета «КОМАНДАРМ«!
НЕ КАЖДОМУ ДАНО ПРАВО УПРАВЛЯТЬ БОЕВЫМ КОРАБЛЁМ …!!!
СИЛА ФЛОТА НЕ В ГРОМАДАХ, НЕ В БРОНИРОВАННЫХ «АРМАДАХ»
СИЛА в ДУХЕ И СЕРДЦАХ…
Адмирал С.О. МАКАРОВ
«МЕРКУРИЙ» восемнадцати пушечный бриг заложен
28 января (9 февраля) 1819 года на верфи в Севастополе.
07 (19) мая 1820 года спущен на воду. Бриг должен был нести службу по охране побережья Кавказа, а также выполнять разведывательные и дозорные задачи в Черном море.
Это небольшое парусное судно, которое на военном флоте использовалось для реализации вспомогательных задач: разведки, конвоирования, несения дозорной службы и не были приспособлены для ведения основного боя, на них было установлено преимущественно оборонительное вооружение»…
1828-1829 годы шла очередная русско-турецкая война, причиной которой стало неожиданное, в нарушение Аккерманской конвенции, закрытие Османской империей Босфорского пролива.
Основные сражения разворачивались на суше – на Балканском полуострове и в Закавказье.
Однако имели место и сражения кораблей в Черном море.
Самым ярким эпизодом той морской войны и стал подвиг брига «Меркурий».
Командиром брига «Меркурий» в 1829 году назначен опытный морской офицер капитан-лейтенант АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КАЗАРСКИЙ (1797-1833).
Хронология боя
14 мая 1829 года три русских военных корабля — фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» — крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру, значительно превосходящую их по силам.
Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход».
Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем».
На одном корабле находился адмирал капудан-паша (титул командующего Турецкого флота), а другой шёл под вымпелом контр-адмирала.
Как только командиру корабля Казарскому стало ясно, что уйтиот турецких кораблей не удастся, он принял решение стоять до последнего.
Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил.
Первым высказался самый младший по чину — штурманский поручик И. Прокофьев
(примечательно, что по возрасту он был самым старшим). Он предложил вступить в сражение со врагом, а в случае, если у брига будет сбит рангоут, откроется сильная течь или он иным образом будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. Все офицеры единодушно приняли это предложение.
Для исполнения этого решения командир брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад, что бы взорвать бриг…
А кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю.
Позже в своём донесении адмиралу Грейгу Казарский писал:
…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут,
или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблём, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру.
В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в вёсла, выбив гребцов с банок.
В это время Казарский сидел хладнокровно на юте и не разрешал стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды.
Это вызвало замешательство команды, канониры корабля заняли свои места у артиллерийских орудий.
Командир Казарский, видя это, сказал матросам ободряющие слова: —
«Что вы, ребята ? ? ?
Ничего, пускай пугают — они везут нам ГЕОРГИЯ …»
«ГЕОРГИЙ» — «Георгиевский крест» почитаемая отечественная боевая награда.
(Историческая справка 1807 по 1917 годы наградной знак к ордену Святого Георгия для нижних чинов. Награда выдавалась солдатам и унтер-офицерам за выдающуюся храбрость, проявленную в боях с неприятелем. Так Георгиевскими кавалерами были многие советские военачальники. Например маршал Победы Г. К. Жуков был кавалером Георгиевских крестов четвертой и третьей степеней. В 1992 году восстановлен данный знак отличия в российской наградной системе.)
Первым залпом атаковал «Селиме» имевший 110 пушек, корабль противника попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп.
Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику. При этом командир приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать вёсла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.
Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошёл двухдечный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями.
Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!».
В ответ на это на бриге закричали «УРА» и открыли огонь из всех орудий и ружей.
В результате противники были вынуждены убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды. Помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели.
Тем не менее мачты оставались невредимыми, и «Меркурий» сохранял подвижность.
Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, но которые, быстро ликвидировались матросами.
В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и повисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал и привёлся к ветру для ремонта. Тем не менее вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек.
Около шести часов было нанесено серьёзное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею» — «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлёк за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свёртывание марселя лишило корабль возможности маневрировать. «Реал-бей» привёлся в бейдевинд и лёг в дрейф.
«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения и потеряв несколько человек убитыми и ранеными из 115 членов экипажа, около 17 часов следующего дня присоединился к русскому флоту, вышедшему из Сизополя.
В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6 (в некоторых источниках говорится о восьми раненых) человек. Согласно рапорту Казарского было ранено шесть нижних чинов, при этом сам Казарский получил контузию головы.
Корабль получил следующие повреждения:
- 22 пробоины в корпусе
- 133 пробоины в парусах
- 16 повреждений в рангоуте
- 148 повреждений в такелаже
- все гребные суда на рострах оказались разбиты
- повреждена одна карронада
Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».
При численном сравнении военной мощи турецких кораблей и русского брига — 184 орудия против 20!
И даже не считая разницу калибров — победа «Меркурия» представляется совершенно невозможной, но именно слаженные действия команды, доверие командиру корабля — при детальном анализе условий боя, можно сделать вывод о том, что победа брига не является счастливой случайностью...