АДМИРАЛ СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ

27 декабря 1847 года священник Николаевской церкви, портового города Николаева сделал под номером 44 следующую запись:

  • «Тысяча восемьсот сорок осьмого года декабря двадцать седьмого дня родился , а тридцатого дня того же месяца окрещён Степан, сын… прапорщика Иосифа (Осипа) Федорова Макарова и законной жены его Елисаветы Андреевой, кои оба Православного вероисповедания. Таинство крещения совершал Александр Гайдебуров…»

» Сила флота не в громадах, не в бронированных «армадах» сила в духе и в сердцах… «

                                                             Степан Осипович  МАКАРОВОВ.

В портовых городах рождается всегда много будущих моряков, как в степных станицах лихих казаков.

Об этом позаботилась и сама многоликая природа …

Однако Степану Осиповичу Макарову, удалось стать не просто моряком, а

военным моряком, и даже адмиралом флота Российского!!!

Согласно астрологии, звезда МАКАРОВА под которой появился на свет будущий адмирал, находиться в созвездии Козерога.

И эту звезду, всё же с уверенностью можно назвать звездой великого СУВОРОВА.

Потому, что шестьдесят лет назад, 6 декабря 1788 года, русские войска штурмом взяли «непреступную» турецкую крепость Очаков, твердыню Оттоманской империи на северном берегу Чёрного моря.

Этому успеху предшествовала и предопределила блистательная Виктория Суворова под Кинбурном.

И Суворов же взятием Измаила, поставил тогда Победную точку в той войне, в результате весь край между Бугом и Днестром вошёл в Российскую империю.

Хотя тогда ещё не было и города Николаева, и тем более современной Украины, а проносились , вдоль благодатных тех берегов, разбойничьи отряды крымских татар, вспугивая в степях сусликов и дроф …

Однако тогда и сейчас неспешно и тихо Южный Буг несёт свои воды в Чёрное море, но некогда единое пространство, завоёванное нашими предками, после долгой и кровопролитной борьбы с сейчас оказалось разделено кардонами…

Земли Причерноморья были возвращены в то время Отечеству, из под власти турецких пашей и ханов, хищные шайки которых, столетиями «заливали» русскую землю кровью…

К сожалению и сегодня снова льётся кровь, но тогда застучали топоры, на Ингуле, впадающем в Буг, строилась верфь.

К берегу приплывали баркасы, солдаты в зелёно-белых мундирах копали траншеи, ставили частокол, делали укрепления…

Вскоре зелёные берега, побелели от стружек, а на стапелях уже возвышался остов корабля. Посёлок рос стремительно: дома, землянки, шалаши, палатки множились с каждым днём.

у небольшого поселения было уже всё, кроме названия.

И вот, к лагерю верхом на лошади, подъехали офицер в запыленном мундире и двое казаков с пиками, которые доставили депешу от его светлости, полковнику.

» Ордер господину статскому советнику и кавалеру Фалееву.

Фёдорову дачу — именовать Спасской, а Витошу — Богоявленской, нововозводимую верфь на Инугле — город Николаев.»

Князь Потёмкин-Таврический.

Августа 27 дня 1789 года. Лагерь при Дубосарах».

Итак новая возводимая верфь, получила название Н И К О Л А Е В.

Название избранно не случайно, потому, что турецкая твердыня крепость Очаков, была взята

06 декабря в день Святого НИКОЛАЯ.

Тем самым будущая родина МАКАРОВА ведёт свою историю от русских блистательных Побед Суворова и Ушакова, во многочисленных боях и битвах, как на суше, так и в море …

25 августа 1790 года первое судно, построенное на Николаевской верфи, для Черноморского флота, пятидесяти пушечный, военный корабль, и не случайно назван «Святой Николай».

Первый боевой корабль, среди потом бесчисленного количества построенных кораблей.

С тех пор «нововозведённая» верфь на реке Ингул в 1788 году, и до развала СССР, стала главной кузницей нашего прославленного Черноморского флота.

Моря в Николаеве не видать даже с колокольни, но в этом городе, где увидел свет Макаров, всё связано было с флотом.

Много изменилось с тех пор, к сожалению в худшую сторону … Изменялся и город Николаев из века в век будучи военным и мастеровым…

Хотя недалеко от лимана, сохранился ещё скромный домик, с мемориальной доской:-

«Здесь родился-«…

Степан Макаров оставил после себя гигантское эпистолярное наследство, помимо изобретений, открытий, исследований, внедрения новейших разработок того времени, даже того, что успел воплотить, книги, статьи, многочисленные документы, служебные, личные, приказы и т.д. всё писал он сам…

Хотя Макаров даже не оставил после себя орденов, которые ушли с ним навечно в глубины Желтого моря в 1904 году.

Капиталов так же он не накопил, имений и особняков не нажил.

Семья его доживала на скромную пенсию, а единственный сын его воспитывался в военно-морском училище на государственный счёт…

А, что такое наследство ???

Истинные ценности не девальвируются временем.

Флотоводец, учёный, кораблестроитель, путешественник, писатель, изобретатель, и прежде всего военный моряк — вот кем стал вице-адмирал СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ.

19 марта 2013 года исполнилось 107 лет подводному флоту РОССИИ.

В культурном центре «Арбат» города Москвы, состоялись торжественные мероприятия, в честь моряков-героев Союзного государства РОССИЯ-БЕЛАРУСЬ.

Состоялось вручение и общественных наград

МОФ«КОМАНДАРМ» -«В.Ф. РУДНЕВ» посвященные командиру легендарного крейсера «ВАРЯГЪ»!

Где награждены общественные деятели, почётные гости из России, Украины и Беларуси, а так же ещё представители делегации Республики Южная Корея, и сотрудники южнокорейского посольства, ранее передавшие гюйс крейсера «ВАРЯГЪ» в Российскую Федерацию, в том числе и командующий морской пехотой Южной Кореи, Хин Шен Бе.

На торжественной встрече подводников, однополчан, героев, заслуженных ветеранов, общественных деятелей, иностранных гостей,

Марк Юрьевич Дэйдыш, совместно с руководством проекта «Морское братство нерушимо», решением от 19 марта 2013 года, учредил памятный знак «АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ»!

Степан Макаров ребёнком рано потерял мать, которая умерла, когда ему исполнилось всего девять лет.

У Макарова-старшего, было пять детей, будущий адмирал родился четвёртым. Все они росли в небольшом, чисто выбеленном доме на Католической улице. О матери адмирала Елизавете Андреевне неизвестно почти ничего, даже даты её рождения.

Степан рос в семье, где военная служба являлась традицией, в большом портовом городе, как и все мальчишки его сверстники, он рано научился разбираться в типах кораблей, постигая премудрости морского лексикона.

Весь уклад жизни, были пронизаны историей русского флота. В городе зачастую селились ветераны, и даже участники знаменитых походов Сенявина и Лазарева. боевые корабли стоявшие у берегов Буга и Ингула.

Накануне того как МАКАРОВУ исполнилось пять лет, грянула блистательная победа русского флота под Синопом.

Личность адмирала НАХИМОВА, сделалась предметом восхищения и подражания всех николаевских мальчишек.

Хотя и отцы николаевских мальчишек радовались синопской победе не меньше.

А некоторые из них на лафете стояли в тот день, или лезли на ванты под картечью…

Только победным радостям не суждено было длиться долго, вскоре стали приходить тревожные новости …

Англия и Франция, Сардинское королевство ввели свои эскадры в Чёрное море, совместно с турками… Русский парусный флот оказался бессилен, против подавляющей мощи паровых машин, и бронированных кораблей.
Достигая технического превосходства, Запад всегда нападает первым, проводя колониальную политику.

Поэтому техническому превосходству западно-европейских флотов и армий, русские матросы и солдаты смогли противопоставить свою стойкость и готовность к самопожертвованию.

Был осаждён Севастополь, державший тогда первую свою оборону.

Англо-французские корабли, тогда полностью господствовали в Чёрном море и безнаказанно обстреливали Одессу и Херсон.

В Николаеве и других городах, стонали и умирали раненные, но через Николаев, на смену выбывшим из строя, к перекопу так же шли, шли и шли всё новые и новые колоны солдат и ополченцев…

И тогда над тихими палисадниками портового города, звенела строевая русская песня:

« … Православный русский воин,

не считая бьёт врагов …»

В семилетнем возрасте МАКАРОВ услышал, что Россия потерпела поражение в войне.

Русского флота на Чёрном море больше нет.

И возродиться Черноморскому флоту удалось уже, всего через тридцать лет.

Однако за феноменальный вклад, в возрождение Черноморского флота, за который потомки, так ещё и не сказали заслуженное спасибо,

имени,

которое принадлежит лейтенанту СТЕПАНУ ОСИПОВИЧУ МАКАРОВУ !!!

12 апреля 1877 года. Севастопольская бухта.
Одно судно имеет вид непривычный для опытного глаза военного моряка. Обычный «купец», так снисходительно называют они торговые судёнышки своих мирных коллег, хлипкий корпус, лёгкие надстройки…
Но непривычно, что
посреди палубных лебёдок, мостиков и люков торчат орудийные стволы…???
По тёмному борту, светлая надпись
«ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН»!
Пронзительно засвистела на этом судне боцманская дудка, матросы стремглав бросились к борту, построились.

Длинная белая шеренга матросов, и короткая чёрно-бело-золотая шеренга офицеров…
Замерли все!!!
И только один человек имел право двигаться в эти мгновения, это командир…
Крупный, широкоплечий, с длинными, вислыми как у запорожца усами, заговорил:-
— » ВОЙНА ОБЪЯВЛЕНА!
МЫ ИДЁМ ТОПИТЬ ТУРОК … !!!
ЗНАЙТЕ и ПОМНИТЕ, ЧТО НАШ ПАРАХОД САМЫЙ СИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ в МИРЕ!
И , что
ОДНОЙ НАШЕЙ МИНЫ СОВЕРШЕННО ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ УТОПИТЬ
САМЫЙ СИЛЬНЫЙ БРОНЕНОСЕЦ…!!!»
— » КЛЯНУСЬ ЧЕСТЬЮ, что
Я НЕ ЗАДУМАЮСЬ ВСТУПИТЬ в БОЙ
с ЦЕЛОЙ … ЭСКАДРОЙ…!!!
И ,что МЫ ДЁШЕВО НЕ ОТДАДИМ
СВОЮ Ж И З Н Ь «…!!!
Громовое, единодушное УРА-ААА, разнёсшееся в тишине, над чистой водой Севастопольской бухты, стало лучшим ответом для молодого лейтенанта,
СТЕПАНА ОСИПОВИЧА МАКАРОВА!!!

08 августа 1877 г. в разгар русско-турецкой войны, отряд полковника Шелковникова, вышедшего из Сочи, ночью подошёл по дороге вдоль моря, к ущелью и в районе Гагры, вступил в ночной бой с турецким десантом и их сателлитами…!
Задача отряда прорвать оборону противника в опасном месте, в темноте, и с рассветом выйти дальше от берега и укрыться в безопасном районе от турецкого броненосца, который с моря, «прикрывает» врага…!!!
Ещё в начале августа, Шелковников телеграфировал в Севастополь адмиралу Арксу ( командующему Черноморским Флотом), что
… Угрожает броненосец, прошу безотлагательно выслать помощь со стороны моря…
СЛАВА — имеет крылья, поэтому летит быстро!!!
Так даже в сухопутных войсках, командир воспринимает как
должное, что самый современный на тот момент броненосец, может быть побеждён «хрупким» торговым судном МАКАРОВА!!!
Но в ночном бою, в предгорьях не получилось прорвать оборону противника, удалось лишь «сбить» с высот и отбросить от берега, бой затянулся… С рассветом, когда стало всходить солнце, стало понятно, что арьергард отряда оказался перед ущельем, которое закрыли враги спереди, а сзади турецкий броненосец открыл залпы по нашим войскам из тяжёлых орудий…
Тем самым, ещё немного времени и русский отряд обречён на верную гибель…
Но вдруг с Севера, появился непонятный корабль…
Броненосец прекратил обстрел берега, и двинулся на встречу кораблю. Неизвестный корабль отвернул, и пошёл в открытое море, преследуемый броненосцем, и вскоре оба судна скрылись из вида!?)
Когда турецкий броненосец вернулся к Гаграм, русский отряд с боем уже ушёл в горы…
Смелое предприятие увенчалось успехом…!!!
На другой день Шелковников телеграфировал:-
» КОНСТАНТИН» поспел в Гагры самую критическую минуту и увлёк за собой броненосец… Услуга оказанная им, не имеет цены. Приношу сердечную признательность бравому командиру «КОНСТАНТИНА»…!!!
Как это было:
«НОЧНОЙ ОХОТНИК»!!!
Ещё 04 августа 1877 года, МАКАРОВ находившейся в Севастополе, получил от адмирала Аркса телеграмму с пометкой «экстренно»:-
«Шелковников телеграфирует мне, что у Гагры стоит броненосец, так же у Пицунды. Отряд наш сегодня выходит из Сочи. Просит отвлечь неприятеля. Поручаю Вам сделать, что можете»…!
Получив приказ МАКАРОВ тотчас вышел в море, но «Константин» попал в жестокий шторм, и лишь 6 августа прибыл в Адлер. Здесь МАКАРОВУ не смогли сообщить никаких данных о местонахождении кораблей противника. Пришлось действовать «вслепую», рискуя встретиться с вражеской эскадрой неожиданно, потому, что пароходишка «картонный», и полный «начинкой» из мин, один удачный выстрел по нему и всем — КАПУТ…!!!
Это чётко понимал МАКАРОВ, и рассказывал потом…)
Итак надо, во что бы то ни стало «отвлечь неприятеля».
Легко сказать отвлечь!


Хрупкий, лишенный брони торговый пароход с несколькими слабыми пушками и мощные турецкие броненосцы- вот соотношение сил!
Но МАКАРОВ не колебался, он смело искал боя.

Под прикрытием ночи, с
«КОНСТАНТИНА» спущены два катера, командир отдал приказ:
Осмотреть побережье от Гагрипш до Гагр. Если обнаружите неприятельский корабль —
потопите его!
Но, через несколько часов катера вернулись не с чем: найти противника не удалось.

И не удивительно — к тому времени турецкие суда, по ночам стали уже опасаться минных атак, начали тщательно соблюдать световую маскировку и старались не производить никакого шума…
Быстро светало, и тогда МАКАРОВ приказал подойти вплотную к Гагринскому ущелью. Долгие часы
МАКАРОВ искал противника, и вот, как часто бывает встреча оказалась неожиданной. Сквозь тающий утренний туман турки первыми заметили приближающийся «КОНСТАНТИН» и бросились в атаку.
МАКАРОВ приказал отходить, но пошёл не вдоль берега, что было бы безопаснее, а в открытое море: вызывая «Огонь» на себя, ведь надо увести броненосец как можно дальше от берега, от русских войск подвергшихся бомбардировке.
«КОНСТАНТИН», лёгкий пароход обладал большей скоростью чем броненосец, который стал отставать…
Тогда, хладнокровно рассказывал сам об этом МАКАРОВ:-
«Я приказал уменьшить ход, что бы представить ему интерес погони»
Начиналась рискованная игра в кошки-мышки. Вражеский корабль развил предельную скорость, что бы сблизиться с «КОНСТАНТИНОМ» на дистанцию орудийного выстрела.
Порой казалось, что турки вод вот догонят пароход, который в полном смысле слова «начинён минами» и мог взлететь на воздух от удачного попадания одного-единственного снаряда…
Эта смертельно опасная гонка продолжалась два часа, неожиданно налетел сильный шквал с дождём и противники потеряли друг друга из виду…
Когда турецкий броненосец вернулся, русский отряд уже успел уйти в горы…
Смелое предприятие увенчалось успехом! Эффектная операция «КОНСТАНТИНА» у Гагр получила широкую огласку(!)
О МАКАРАВЕ — восторженно писали во многих русских газетах того времени…

29 июля 2013 года с празднованием дня военно-морского флота, в горде-герое Севастополе наступил год 1025-летия Крещения Руси. Приехали делегации и гости уже с трёх разных государств Беларуси, Украины и России.

Состоялась акция увековечивания памяти всех российских воинов, отважно сражавшихся во время Крымской войны 1853-1856 годов.

И первой героической обороны Севастополя 1854-1855гг.

Эту оборону, ставшую для врагов «Черноморской твердыней», отстаивали 54 пехотных полка со всей Российской Империи.

В числе их солдаты, унтер-офицеры и офицеры Брестского, Белостокского, Виленского, Литовского, Витебского егерского, Могилевского, Полоцкого и Минского пехотных полков.

Сражавшиеся за честь РОССИИ в Крымской войне и бастионах Севастополя 50-й Белостокский, 49-й Брестский, 54-й Минский пехотные полки были награждены Георгиевскими знаменами.

Названия полков значатся на 54 плитах из темного гранита, укрепленных на стенах Свято-Никольского Храма-памятника города Севастополя.

Участники акции увековечили память об участниках тех исторических боёв — установкой поклонного креста, в Нахимовском районе исторического центра Севастополя, напротив Графской пристани, на Павловском мысу.

В этом районе улицы города Севастополя названы так же и в честь белорусских полков – Витебская, Могилёвская, Брестская, Минская.

Инициаторами акции, стали белорусские моряки — ветераны ВМФ СССР и воины Афганцы, которые за собственные средства, изготовили из белорусской сосны памятный поклонный крест с элементами кованого железа, и затем привезли в Севастополь.

Освящение поклонного креста совершенно архиепископом Оршанским и Витебским Димитрием с 21 июля 2013 года в Кафедральном Успенском соборе г. Витебска.

В торжественной обстановке с участием ветеранов флота Беларуси, России и Украины, казаков и представителей общественности.

В память ожесточённых боёв, где вместе сражались плечом к плечу, и гибли наши предки…

Шестиметровый крест изготовлен в Витебске, из корабельной сосны и доставлен в Севастополь накануне Дня Военно-Морского Флота.
На месте установки креста выстроились роты почетных караулов от Черноморского флота (ЧФ) России,

и Военно-морских сил Вооруженных Сил Украины (ВМСУ), торжественно подняли Государственные флаги России, Украины и Беларуси, а военные оркестры ЧФ и ВМСУ исполнили государственные гимны…

Здесь на Павловском мысе, во время установки памятного, поклонного креста, состоялся торжественный митинг, на котором награждены заслуженные люди памятными знаками международного общественного фонда «КОМАНДАРМ» — «АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ» представители командования Черноморского флота России, ВМС Вооруженных сил Украины, Севастопольской городской государственной администрации, Российского «Росвоенцентра», ветеранов флота Беларуси, России и Украины, казаков, общественные деятели, почётные гости…

И так получилось, что собрались потомки уже из разных стран, но НЕ стоит забывать, что

имена  сестры милосердия ДАШИ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ , матроса КОШКИ (Уроженца Виницкой губернии) , хирурга ПИРОГОВА , адмирала НАХИМОВА (уроженца Винницкой губернии) и др. героев , олицетворяют собой героизм и самопожертвование тысяч и тысяч защитников легендарного Севастополя.

В горестях и радостях , в поражениях и победах — переплелись судьбы всех людей , где каждый на своём месте выполнил свой долг …
Поэтому и сегодня, и сейчас

грустно и горько осознавать , что целенаправленно и планомерно уничтожается единство наших людей , которые из года в год и из века в век , плечом к плечу сражались и поэтому стали Великими.

Поэтому, так называемые вызовы времени обязывают нас быть вместе ,так как и прежде, что бы элементарно выжить, от полного уничтожения…

Жить так как жили наши предки .

Даже не взирая на предательство , ложь и глупость . 

Всем надо понять , что КОГДА МЫ ЕДИНЫ  МЫ НЕПОБЕДИМЫ !!!

И не стоит забывать, что наши предки выжили потому , что они, в отличии от нас, вместе защищались плечом к плечу от вероломных , лучше оснащенных и превосходящих числом противников : англичан, французов, турок, итальянцев, сардинцев и т.д и т.п.

А когда ещё прибыли под Севастополь  французские, иностранные легионы, под номерами 1 , 2 и 3 , там были и темнокожие …

Тогда ещё не было интернета, а защитники Севастополя не могли раньше видеть негров…

Поэтому думали и говорили , что даже черти из АДА,

вышли из преисподней сражаться с нами …

Но Святая Вера и могучая РОССИЯ придавала сил и мужества героическим защитникам …

Ещё герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ СКОБЕЛЕВ!
Его слова актуальны и сегодня:
«МОЙ СИМВОЛ КРАТОК-
ЛЮБОВЬ к ОТЕЧЕСТВУ, НАУКА и СЛАВЯНСТВО!!!

На этих трёх китах построим такую систему, что не будем бояться ни друзей ни врагов.»

10 октября 1877 года командование Черноморского флота, удовлетворённое его успехами, разрешило купеческому судну «КОНСТАНТИНУ», вновь атаковать боевые турецкие корабли.
С.О. МАКАРОВ, не промедлил ни часа.
Едва дав команде отдохнуть, после напряжённого похода, он уже вечером снова, повёл своего,
верного
«КОНСТАНТИНА», с минными катерами на борту,
в опасную «ночную охоту»…!!!
Он спешил не зря, в ночь с 11 на 12 августа, ожидалось лунное затмение, и абсолютная темнота — теперь как нельзя лучше способствует Атаке!
Потому, что экипажи кораблей противника, недавно наученные горьким опытом, максимально усилили охрану гаваней…!!!
В десять часов вечера, когда уже стемнело, МАКАРОВ остановил
«КОНСТАНТИНА» в шести милях от Сухумского рейда. Катера были спущены.
И смело, быстро, решительно пошли в атаку, когда яркий диск луны, закрылся тенью.
Недавняя эффектная «Атака» — «КОНСТАНТИНА», по отвлечению турецкого броненосца у Гагр, позволила отряду полковника Шелковникова, спастись — от губительного огня броненосца, и
прорваться в горы, тем самым рассеять турецкий десант, усиленный абхазскими и чеченскими боевиками.
Однако неприятель продолжал удерживать ещё Сухум.
А поддержку вражескому десанту, так же оказывали своим огнём турецкие корабли, стоявшие на Сухумском рейде, из новейших на тот момент, английских пушек крупного калибра,…
Тем самым смертельно угрожая российскому отряду, при выходе к побережью, и вынуждая прятаться в лесистых горах…!
Возможность «отогнать» бронированные корабли противника, отчаянм смельчакам, представлялась возможной только ночью.

И так в кромешной темноте, катера спущенные с «Константина» на лебёдках, (чертежи которых сделал сам Макаров) — идут в Атаку, невзирая ни на что, на любого, кто встретится им на пути…
Матросы тогда не знали, что в заливе стоял турецкий, как впоследствии оказалось невезучий, Турецкий корвет «АССАРИ — ШЕВКЕТ»…
Стоит отметить, что команды ВСЕХ кораблей противника, уже к тому времени, были наготове и на ночь стремились «прятаться» в бухтах, от доселе невиданной тактики ведения войны на море.
Английский корреспондент, бывший в тот день в Сухуме, после атаки рассказывал:
— » Все предосторожности для охраны судна были приняты в совершенстве:
кругом двигались сторожевые шлюпки, половина команды спала на палубе с ружьями,

орудия раскреплены и заряжены, а картечницы на каждом конце мостика, на палубе и полуюте, содержались в полной готовности к немедленному действию…
Пальба и сигналы сторожевых шлюпок уведомили команду о приближении неприятеля, и в одно мгновение всё было готово к его приёму».
Приём макаровских катеров, действительно оказался очень горячим, турки в кромешную темноту открыли яростную пальбу, которая велась торопливо, беспорядочно и не прицельно, что тем самым нанести существенный урон катерам не удалось.
В мгновение загорелись сигнальные огни и костры на берегу, но контуры макаровских катеров терялись среди
мелких турецких судов сновавших на рейде.

Поэтому трудно открыть прицельную стрельбу. Так один из минных катеров в темноте столкнулся с турецкой шлюпкой, команда пошла на абордаж.

Произошла яростная и отчаянная рукопашная схватка, во время которой лейтенант Писаревский успел получить сильный удар веслом в голову-
Хотя впрочем для наших всё окончилось благополучно…
А неразбериха у противника, беспорядочные сигналы и выстрелы, паника, шум, крики, только помогли нашим морякам…
Все четыре «макаровских» катера взорвали свои мины в непосредственной близости возле борта корабля.

Атака получилась стремительной, всего за пять минут потому, что норматив-
Ж И З Н Ь … ! ! !
Вскоре все катера вернулись на
«КОНСТАНТИН».

Безвозвратных потерь не было.
Горячее русское «УРА»!!!, вновь разнеслось над ночным морем.
Только через несколько дней стало известно, название корабля, что это «АССАРИ-ШЕВКЕТ» получил подводные пробоины, сильно накренился, сел на корму и лишился хода.
Три дня турки латали подбитый корабль, а потом на буксире, отвели его в Батум, тогда главную базу своего флота, на Кавказском театре военных действий…
Успех по соотношению сил, был несомненный!
СТЕПАНА МАКАРОВА наградили золотым кортиком «ЗА ХРАБРОСТЬ» и орден
«ГЕОРГИЯ» — 4 степени, а так же произвели в капитан-лейтенанты.

Хотя МАКАРОВ, не испытал чувства полного удовлетворения, что корвет (а не броненосец, как доложили ему моряки с катеров)остался всё же на плаву, хотя и получил тяжёлые повреждения и до конца войны вышел из строя!
МАКАРОВ не чувствовал полной Победы, его тревожило и другое, что четыре мины, в сочетании с везением, огромной опасностью, взорвавшихся рядом с судном, решающего повреждения кораблю так и не нанесли.
Ясно, что заряд их слаб, тем более ясно, что атаковать с помощью шеста или на буксире —
дело НЕ перспективное.
Надо применять самодвижущиеся мины, за ними будущее…
Поэтому следует во что бы то ни стало испытать их в Бою…!!!
Но как …???
Когда несколько торпед имевшихся на Севастопольских складах, несмотря на тщетные «бомбардировки» многочисленными рапортами адмирала Аркса, МАКАРОВЫМ, даже вопреки здравому смыслу, командующий ЧФ, отказался дать торпеды, под невероятным, официальным ответом:
— «Стоят они дорого»…!!!…???…(((

Но М А К А Р О В — продолжал систематически, методично, постоянно осаждать Аркса, повторяя в разных вариациях одно и то же:
самодвижущиеся мины должны быть использованы в БОЮ, и он
— готов взять на себя всю ответственность, в итоге свершилось …

Так в торжественной обстановке, в Священном месте  памяти,  для каждого нормального человека, который благодарен советскому солдату, спасшему мир от фашизма в 1945г.

В центральном холле музея, председатель международного общественного фонда «КОМАНДАРМ» Марк Юрьевич Дэйдыш, вручает памятный знак международного общественного фонда «КОМАНДАРМ»- «АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ» II ст. адмиралу ВМФ

ФЁДОРУ САВЕЛЬЕВИЧУ СМУГЛИНУ

КЛИМЕНКО АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ

ГЕНЕРАЛОВУ АЛЕКСАНДРУ ПЕТРОВИЧУ
НИНЕ ВЛАДИСЛАВОВНЕ ФАРАФОНОВОЙ

Потомкам в пример!!!

20 февраля 2023 года Москве состоялась торжественная встреча ветеранов военно-морского флота, заслуженных ,уважаемых людей с детьми Донбасса, представителями «Юнармия -Молодая гвардия» ДНР, во главе с Юлией Викторовной Туровой.

Что знаменательно, в преддверии дня Защитника Отечества, на собрании чествовали выдающегося флотоводца, учёного, изобретателя, исследователя, кораблестроителя, географа, путешественника,  адмирала флота Степана Осиповича МАКАРОВА. Родившегося в Николаеве, ставшего губернатором Кронштадта, погибшего на Дальнем Востоке в 1904 г. своим служением Отечеству , Степан Осипович является ещё символом, который нас объединяет в один Российский народ.

 На торжественном собрании под макаровским девизом:

«ПОМНИ ВОЙНУ»-с приветственным словом к собравшимся обратился руководитель ассоциации ветеранов военно-морского флота г. Москвы и Подмосковья Валерий Иванович Васильев.

Так же выступили высшие офицеры ВМФ: Панфёров Константин Николаевич, Михеев Николай Петрович, Додонов Владимир Андреевич, 

и председатель МОФ»КОМАНДАРМ» Дэйдыш Марк Юрьевич;

Все докладчики, обращаясь прежде всего к молодёжи, расскзали о многосторонности личности МАКАРОВА, начиная ещё с начала его службы, и который впоследствии очень много сделал для РОССИИ!!!

Изобрёл торпеду, бронебойный снаряд, написал книгу о морской тактике, впервые в мире на военных кораблях начали применять у нас радиопереговоры, и спроектировал Атомоход «Ермак» и многое другое…

В торжественной обстановке, прилюдно состоялись вручения памятных знаков ветеранам ВМФ и заслуженным людям, которые внесли и вносят свой личный вклад в духовное развитие и патриотическое воспитание населения России!

Так патриотически- ориентированными памятными знаками международного общественного фонда «КОМАНДАРМ» из серии «Командиры Победы»

«АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ» II ст. награждены:

ТЮРИН ПЁТР ВЛАДИМИРОВИЧ

ЛИНКЕВИЧ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

КАСИЯНОВ ВАСИЛИЙ МЕФОДИЕВИЧ

ВАСИЛЬЕВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

ПАНДЁРОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

БУРЫКИН ЛЕВ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГУСЬКОВ ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ

МАКАРЫЧЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

БОЛЬШАНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

КАСАТОНОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

МИХЕЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

КОМАРОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ

ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

БОЧАРОВ БОРИС АФАНАСЬЕВИЧ

СОКОЛОВА АННА ВИКТОРОВНА

СТАВИЦКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЕЛЯНСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

КРЕМЛЕВА ЛИДИЯ ДМИТРИЕВНА

13 января 1878 года впервые в мире, русским военным моряком, капитаном второго ранга, применившим боевое поражение торпедами, стал СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ во время русско-турецкой войны 1877-1878 г.
Тем самым турецкий, боевой, сторожевой корабль «ИНТИБАХ», потопленный в гавани Батуми, оказался первой в мире жертвой торпедного оружия!!!
— «С небольшого расстояния 2 катера выпустили по одной торпеде, которые взорвались одновременно. Слышен был энергичный взрыв, затем слышен был сильный треск от провалившегося судна и глухие крики и вопли отчаявшиеся команды. Пароход лег на правую сторону и быстро погрузился на дно с большей частью экипажа… До того, как скрылись мачты прошла 1 или 2 минуты»!
— Рапорт МАКАРОВА отличается, как мы видим, предельный пунктуальностью!
НО, тогда радости матросов не было предела.

И так, свершилось!!!

Вражеский корабль исчез в водах непосредственно после ударов макаровских катеров.
Команды матросов-добровольцев вернулись без потерь.
Снова звучит многократное «УРА»!!! Победоносное «УРА»!!!
«Полосатые души» — боевые моряки, горячо обнимаются и поздравляют друг друга «УРА»!!!
И лишь Макаров молча смотрит с мостика на этот торжество. Командир должен быть сдержан.
Он не может размахивать фуражкой, как тот молодой мичман на юте, не может кричать во весь богатырский 
голос, как те матросы, что собрались в кучу около одного из минных катеров — многоголосое —
УРАааа… !!!

Победа, Победа, Победа!!!
— Эту свою долгожданную победу МАКАРОВ одержал, что называется, вовремя: через пять дней, а именно 19 января 1878 года, война закончилась.
Авангард русских войск под командованием генерала
Михаила Дмитриевича
СКОБЕЛЕВА стоял в двух шагах от Константинополя.
Султанская Турция была разгромлена полностью.

Русско-турецкая война закончилась полной победой РОССИИ на всех театрах военных действий. При этом следует иметь ввиду, что турецкие вооруженные силы были грозным противником, которые не уступали русским в техническом оснащении, а зачастую превосходили!

Так, турки были вооружены английскими и американскими винтовками, более лучших образцов, чем тогдашние русские…

О военно-морских силах и говорить нечего, потому, что после поражения в

Крымской войне 1853-1856 годов, РОССИЯ лишилась возможности иметь военный флот на Чёрном море. Проходя службу в Санкт-Петербурге, МАКАРОВ писал рапорты, что бы его перевели служить в Севастополь, надо сказать ,что незавидная участь для карьериста, но только не для МАКАРОВА…

И через тридцать один год , турки пришли на очередную войну, уже с бронированным флотом, которому казалось бы и противопоставить было нечего…

НО именно на морском театре военных действий РОССИЯ добилась, наиболее поразительных успехов. В сущности, оборонялся в этой войне сильнейший флот — Турецкий!

Не повторился на этот раз сценарий, предыдущей Крымской войны, когда с моря, корабельной артиллерией англичан, при героической обороне Севастополя, были расстреляны с моря, целые полки, и по сути уничтожены, безнаказанно погибли, так и не вступив в бой…

Но слабый российский флот, в этот раз — вёл активное наступление, благодаря инициативе МАКАРОВА и доблести офицеров и матросов, все были добровольцы…

Однако наступление достигнуто не только величайшей самоотверженностью, готовностью к самопожертвованию — наших военных моряков, но и стремлением использование новых технических приёмов, методом проб, ошибок, неудач.

И заслуги МАКАРОВА в этом исключительно велики. Правда не его только одного.

Дерзко, отчаянно, смело действовали другие моряки, атаковавшие броненосцы с шестовыми минами, или ходившие на кое-как вооруженных пароходах, и катерах топить вражеские суда…

Так же смелый командир минного катера ДУБАСОВ, воевавший на Дунае.

Другой боевой лейтенант, герой той войны Зиновий РОЖЕСТВЕНСКИЙ, командир «макаровского катера» № 2, обесславил своё имя, впоследствии в несчастном для РОССИИ Цусимском сражении…

С.П. ПИСАРЕВСКИЙ, командир «макаровского катера» «Синоп»,

И.М. ЗАЦАРЕННЫЙ командир «макаровского катера»- «Чесма», все герои, начиная от матроса и заканчивая командиром…
Поэтому исторический факт, что МАКАРОВ оказался в мире первым моряком, в бою применивший новейший на тот момент вид оружия – ТОРПЕДЫ!!!
С этого времени начался новый виток развития вооружения, которое в дальнейшем повлияло на все флота, всех передовых стран мира, как в ближайшие 100 лет, так и продолжает развиваться сегодня..!!!

Более того, МАКАРОВ правильно угадал наиболее удачный способ запуска торпеды – выталкивание через трубу, и это принцип не изменился до сих пор и применяется во всем мире без и сейчас …!!!
Так же идея МАКАРОВА использовать средства дальнего действия корабль, купеческий «Константин», переделанный им, для использования средств «ближнего боя» катеров, тоже абсолютно была оригинальна!!!
И кроме того, эта идея содержала семена будущего дальнейшего развития.

То есть здесь просматривается идея создания авианосца.
(Кстати, техническая идея авианосного корабля была впервые разработана в России во время 1 мировой войны)…

22 апреля 2023 года в городе-герое Москве в ФГБУК «Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»
«Нахимовская ленточка», прошло торжественное мероприятие, при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, когда
осуществили праздничную встречу, в музее Победы на Поклонной горе:
«От поколения к поколению»,

Посвященную 240-летию образования Севастополя и Черноморского флота России!!!

С приветственными словами к собравшимся обратились заслуженные и уважаемые ветераны.
С интересной концертной программой, выступили пред собравшимися талантливые артисты, и творческие коллективы…

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ ВАСИЛЬЕВ с приветственным словом к собравшимся сказал, что объединённый совет военно-морского флота, Московского комитета ветеранов Великой Отечественной войны, продолжают традиции, которые заложены ещё 240 лет назад…

Свое выступление Валерий Иванович завершил словами из марша В. Агапкина,

«Прощание славянки» написанного к началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов: —

… «Ради Родины, чести и славы

Не жалей ни себя, ни врагов»…

Во время торжественного мероприятия Валерий Иванович Васильев перед строем, вручил заслуженным ветеранам ВМФ, в пример военнослужащим, кадетам, курсантам, юнармейцам и молодёжи памятные знаки международного общественного фонда

«КОМАНДАРМ»- «АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ» — II степени:

ЕГОРОВ АНАТОЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ;

ФАТЕЕВ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ;

ВОЖЖОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ;

ПАРШИКОВ СЕМЁН СТЕФАНОВИЧ;

РОМАНЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ!

10 января 1878 года, в продолжение русско-турецкой войны С.О. МАКАРОВ получил приказ:

«КОНСТАНТИН» (торговый пароход, впервые в мире(!) переделанный в миноносец) должен отправиться к Батуму и попытаться отвлечь на себя внимание турецких боевых кораблей.

Командующий Черноморским флотом Адмирал Аркас, пожилой и опытный моряк, много повидавший на своём веку, он любит и ценит МАКАРОВА.

Поэтому хорошо понимая мотивы дерзновенных замыслов молодого командира, которому так и хочется выполнить какое-нибудь, уж очень отчаянное дело…

К примеру МАКАРОВ подаёт Аркасу план обстрела турецких портов, слабыми орудиями «КОНСТАНТИНА». План смел и дерзок, нечего сказать…

Но слишком мало шансов, что бы корабль и его командир вернулись целыми и невредимыми, и Аркас отказывает…

К концу 1877 году в русско-турецкой войне, ценою многочисленных жертв и массового героизма русских воинов, наметился решительный перелом в пользу РОССИИ…!!!

28 ноября, после кровопролитных боёв, нашими воинами после продолжительной осады, капитулировала, хорошо укреплённая турками- крепость Плевна.

В Закавказье взят оплот турецких позиций — Карс.

В декабре освобождена София, на полях Болгарии, в нескольких битвах турецкие войска потерпели сокрушительные поражения…

«Белый генерал» МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ СКОБЕЛЕВ — рвётся в Константинополь…!!!

Но на Кавказе в начале января 1878 года русская армия, только лишь готовилась к штурму сильно укреплённого Батума, ставшего последней цитаделью Турции.

На помощь своим сухопутным войскам , в Чёрном море, турки направили свой военно-морской флот.

Стоит отметить, что турецкий военный флот — мощные, и на тот момент, самые современные броненосцы, вооруженные, новейшими английскими пушками, крупного калибра…

И ничего подобного, что бы противопоставить противнику, на флоте, в РОССИИ тогда не было…

После того, как вражеские броненосцы подвергли зверскому обстрелу Евпаторию, Феодосию, Анапу…

Командование серьёзно стало опасаться боевых турецких кораблей, что бы подобные нападения больше не повторились, нужен МАКАРОВ, которой постоянно рвётся в бой, и приходится сдерживать его порывы …

«Ну ладно, как нельзя более кстати»!

И Аркас приказывает вызвать МАКАРОВА в штаб.

Командование рассчитывает на бравого командира «КОНСТАНТИНА», который отправится к Батуму, и попытается выполнить две цели, отвлечь на себя внимание турецких боевых кораблей:

Во-первых, что бы не повторились жестокие нападения на побережьях;

Во-вторых, демонстрация «КОНСТАНТИНА» у турецких берегов, могла отвлечь неприятельский военный флот от обороны Батума, тем самым оказать существенную помощь сухопутным российским войскам!

Лучшим способом выполнения поставленных целей МАКАРОВ счёл торпедную Атаку вражеской эскадры стоявшей в Батумской гавани. Операцию решено было провести ночью.

Потом МАКАРОВ шутил о собственной тактике:-

«Днём я вижу неприятеля далеко… и лучше убежать, ночью же все они от меня бегут, как от зачумлённого»…

Итак, МАКАРОВ заполучил торпеды, теперь надо было на свой страх и риск разработать, будущую технологию торпедного оружия. Посоветовались с командирами катеров и решили: одна торпеда будет укреплена в трубе под днищем катера, вторая будет доставлена к месту атаки на специальном плотике…

Всё это делалось «кустарно», на скорую руку, импортных самодвижущихся мин было слишком мало, учебных стрельб провести не удалось. Ну что ж, решил МАКАРОВ, испытаем их сразу в бою, тем самым стал первым в мире(!) военным моряком, применившим боевую атаку торпедой…!!!

Но в итоге, тем самым появился новый вид оружия — торпеды, которое коренным образом изменило развитие боевого флота, и повлияло на очередной виток развития прогресса, и гонки вооружений среди всех флотов мира, без исключения, на ближайшие сотню лет.

Более того угадан наиболее удачный запуск торпеды, выталкивания через трубу, и этот принцип не изменился и сейчас…

А самое главное — МАКАРОВ доказал на практике, что в морской войне, даже мощнейший флот уязвим от торпедных атак, и не может создать полной блокады…

Цели поставленные командованием предотвратить обстрелы побережья, и отвлечь турецкую эскадру — выполнены, тем самым продемонстрированы преимущества нападения над обороной.

В развитии личности МАКАРОВА сыграла огромную роль ВОЙНА

Так сформировался характер и будущего, выдающегося вице-адмирала С.О. МАКАРОВА,

потому, что он полюбил манёвр, атаку, наступление…!!!

Видимо при этом у него невольно сложилось на всю жизнь пренебрежение к обороне…

ТОРПЕДА -, её изображение, символизирует атаку, манёвр, наступление …!!!
Именно, поэтому не случайно — изображена «ТОРПЕДА» на памятном знаке

МОФ «КОМАНДАРМ» -«АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ»!!!

Все достижения МАКАРОВА давались ему жестоко в жизни, поэтому он понял, и проникся убеждением, что нет непреодолимых преград и препятствий, что все они падут перед находчивым и смелым человеком… !!!

Тем временем на сцене кинозала им. Жукова, продолжалось торжественное мероприятие.
И так же вручены памятные знаки, посвящённые юбилейной дате «240 лет Севастополю»!
В мероприятии так же приняли участие учащиеся московских школ; студенты; курсанты;
ветераны Вооруженных Сил России, Черноморского
флота России; Нахимовцы Тихоокеанского флота, Севастопольцы,
потомки героев Первой и Второй героической обороны Севастополя.
А так же представители государственных и общественных структур, юнармейцы Донбасса, кадеты, волонтёры, молодёжь…


«Юнармия Молодая гвардия» с Донбасса …!!!
ЮРИЙ БОРИСОВИЧ ШИШКИН заслуженный артист РОССИИ, певец, композитор, наставник, проводит волонтёрскую деятельность, а так же ведёт значимую патриотическую работу по воспитанию молодёжи…!

07 апреля 2023 года СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА С ВОЕНОСЛУЖАЩИМИ ПРИЁМНОГО РАДИОЦЕНТРА УЗЛА СВЯЗИ ГЛАВКОМА ВМФ!

На плацу воинской части состоялся торжественный митинг, открывшийся выносом Андреевского флага.

С приветственными словом к собравшимся : духовенству, ветеранам и военнослужащим обратился капитан первого ранга запаса Овсянников Владимир Иванович. Он напомнил о боевых традициях флота и пожелал военнослужащим постоянно повышать свой уровень профессиональной подготовки для защиты России …

Капитан первого ранга Гришин Вячеслав Викторович продолжил митинг рассказом биографии о выдающемся русском флотоводце, учёном, изобретателе, исследователе, адмирале

СТЕПАНЕ ОСИПОВИЧЕ МАКАРОВЕ.

Родившемся в Николаеве, погибшем в Порт-Артуре, и своим примером, для потомков, ставшим образцом беззаветного служения на благо нашего Отечества…!!!

Председатель международного общественного фонда «КОМАНДАРМ» —

Дэйдыш Марк Юрьевич продолжил тему адмирала МАКАРОВА, на конкретных исторических примерах русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Когда на войне в море, сформировался характер молодого лейтенанта- воина, бороться, искать, не сдаваться, и ставший жизненным ориентиром, а так же морально-нравственный принцип, что тот кто в военное время, думает о деньгах, не должен иметь чести носить военный морской мундир…

Мы, должны сегодня доказать своё право быть достойными Священной памяти наших предков:

когда шла тотальная,
Великая Отечественная война 1941 -1945 годов и далёк ещё был путь до Берлина…
Страна берегла каждую копейку.

Многие журналы не издавались, уменьшился формат газет.
ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА -…!!!
Мало выходило книг, только самые необходимые и важные
ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ -…!!!
И в это время вновь появляется макаровская «ТАКТИКА»!
Она была нужна Родине, в труднейшее время испытаний, так же как и оружие НАШЕЙ ПОБЕДЫ!!!
И это лучший памятник книге РУССКОГО АДМИРАЛА!!!

Тут же на плацу вручены памятные знаки «АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ» II степени -международного общественного фонда «КОМАНДАРМ», участникам специальной военной операции на Украине.

Окончание митинга прошло под вынос Андреевского стяга и прохождение матросами торжественным маршем с песней : —

«Р О С С И Я любимая моя, родные берёзки тополя;

Как дорога ты для матроса, родная русская земля»…

Состоялся торжественный концерт, на котором Людмила Павлова и Елена Бирюкова исполнили полюбившиеся песни. А в завершение прошло грандиозное чаепитие организованное командиром части, где награжденные военнослужащие и почётные гости в радушной, дружественной, тёплой атмосфере продолжили общение, между собой.

1904.02.11 — началась русско-японская война.
Вице-адмирал Степан Осипович МАКАРОВ назначен на должность командующего Тихоокеанским флотом.

Он вновь обратился в руководство, с просьбой напечатать 500 экземпляров «Тактики» и выслать в Порт-Артур: МАКАРОВ справедливо полагал, что подчинённые должны быть знакомы со взглядами своего адмирала.
Но на этом документе имеется лаконичная резолюция:-
«Не принято возможным»…
МАКАРОВ узнал об отказе уже в Порт-Артуре, тогда он ультимативно потребовал немедленно напечатать книгу…
Степан Осипович хорошо знал, что только таким путём можно победить инерцию бюрократической машины…
«Рассуждения о морской тактике»- были всё-таки напечатаны.
Однако к этому времени МАКАРОВ уже погиб, а Порт-Артур был полностью блокирован японцами и с суши и моря, но вопреки газетным заголовкам в Петербурге, что Порт-Артур уже пал, продолжал ещё героически сражаться больше полугода…!!!
Тем самым проявив беспримерный подвиг защитников, потому, что даже знаменитый Севастополь, в первую и вторую оборону, имел лишь частичную блокаду…
После гибели адмирала МАКАРОВА, шесть раз выходила его книга.
Её шестое издание пришлось на 1943 год.
Шла тотальная,

Великая Отечественная война, и далёк ещё был путь до Берлина…
Страна берегла каждую копейку. Многие журналы не издавались, уменьшился формат газет.
ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА -…!!!
Мало выходило книг, только самые необходимые и важные
ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ -…!!!

И в это время вновь появляется макаровская «ТАКТИКА»!
Она была нужна Родине, в труднейшее время испытаний, так же как и оружие НАШЕЙ ПОБЕДЫ!!!
И это лучший памятник книге, выдающегося-
РУССКОГО АДМИРАЛА, СИМВОЛ КОТОРЫЙ НАС ОБЬЕДИНЯЕТ в ЕДИНЫЙ НАРОД !!!

Торговое судно, переделанное под миноносец, с катерами на борту, для

атаки-ближнего боя…!!! Более мощные лебёдки, чертежи к ним, для спуска и подъёма катеров на воду, и с воды, придуманы сконструированы, и сделаны по чертежам МАКАРОВА. Хотя всё, он придумывал и делал зачастую сам, из подручных средств, в т.ч. приборы, инструменты и даже открытия…!!!

13 марта 1904 года на японской мине подорвался флагман Тихоокеанского флота — броненосец «Петропавловск»
на котором погиб адмирал

СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ…
Море «поглотило» прославленного Адмирала на груди с офицерским —
СКОБЕЛЕВСКИМ «ЕГОРИЕМ»,
т.е. орденом СВЯТОГО ГЕОРГИЯ —
которым
СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ обменялся с другим Героем русско-турецкой войны 1877-1878 годов
МИХАИЛОМ ДМИТРИЕВИЧЕМ СКОБЕЛЕВЫМ, что явилось по русской традиции
БРАТАНИЕМ ГЕОРГИЕВСКИХ КАВАЛЕРОВ(!!!)
Известный японский поэт  и литературный критик Исикава Такубоку,  написал стихотворение

«ПАМЯТИ АДМИРАЛА МАКАРОВА»:

-«Утихни, ураган! Прибой, не грохочи,
Кидаясь в бешенстве на берег дикий!
Вы, демоны, ревущие в ночи,
Хотя на миг прервите ваши клики!

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склонённой головой
При звуках имени его: МАКАРОВ!»-


Такой чести от наших противников больше не удостоен никто…!!!

Степан Макаров родился в семье морского офицера — штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова (1813—1878), служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера[2].

В августе 1865 года Макарова назначили на корвет «Варяг» под командованием капитана 2-го ранга Р. А. Лунда. Командир так отзывался о молодом унтер-офицере«В продолжение с лишком годовой службы на корвете Макаров выказал отличные показания по всем отраслям морского искусства, особенное усердие, старание и любознательность. Так, например, из любви к приобретению познаний Макаров присутствовал при всех астрономических и магнитных наблюдениях, деланных лейтенантом Старицким и вычислял их для себя; кроме того, Макаров — юноша самого благородного и прекрасного поведения».

В ноябре 1866 года Макарова перевели на флагманский корвет «Аскольд» под командованием капитан-лейтенанта П. И. Полозова, на котором перешёл на Балтику через мыс Доброй Надежды[3].

В 1867 году был произведён в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса. После двухлетних учебных плаваний получил чин мичмана. Уже в 1867 году напечатал в «Морском сборнике» свою первую научную статью — «Инструмент Аткинса для определения девиации в море».

В первом же офицерском плавании на броненосной лодке «Русалка» в 1869 году Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля (толчком к этому послужила авария «Русалки», севшей на мель и едва не затонувшей).

Молодой офицер предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовании специальных пластырей для заделывания пробоин.

В дальнейшем Макаров много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов.

В 1868—1869 годах совершил семимесячное заграничное плавание на винтовом фрегате «Дмитрий Донской», посетив Германию, Францию, Португалию и Бразилию. В ходе этого плавания сдал практические экзамены и был произведён в чин мичмана.

Затем служил на береговых должностях в Кронштадте. В 1871—1872 годах совершил кругосветное плавание на паровой шхуне «Тунгуз».[4]

Получив под командование пароход «Великий князь Константин», лейтенант Макаров переоборудовал его, в соответствии со своим проектом, для использования как базы для спускаемых на воду минных катеров.

Во время русско-турецкой войны Макаров с их помощью осуществил несколько успешных атак турецких кораблей. В декабре 1877 и в январе 1878 года под руководством и при личном участии Макарова были впервые использованы в боевых действиях против турецких кораблей в Батуме самодвижущиеся мины (торпеды)

С. О. Макаров в 1879 году

Во время Ахал-текинской экспедиции (1880—1881) занимался организацией снабжения водным путём из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами[7] (своеобразный вариант побратимства у георгиевских кавалеров).

Командовал пароходом «Тамань» (1881—1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886—1889), на котором совершил кругосветное плавание. Занимался океанографическими исследованиями. В 1880 году награждён Малой золотой медалью Русского географического общества[8]. (Золотую медаль того же общества он получил 15 лет спустя).

В 1890 году Макаров, одновременно с производством в контр-адмиралы, был назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891—1894 годах исполнял должность главного инспектора морской артиллерии.

В 1892—1897 годах Макаров жил в Петербурге в лицевом доме на Моховой, 7.

С 1894 года стал младшим флагманом Практической эскадры Балтийского моря, затем был командующим эскадрой в Средиземном море (1894—1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевёл корабли на Дальний Восток, командующим Практической эскадрой Балтийского моря (1896—1898).

Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения 

Северного морского пути. Он был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897—1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.

С 6 декабря 1899 по 9 февраля 1904 года Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. В этом качестве он составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 года.

Научные достижения

Немецкий 75-мм бронебойный снаряд с наконечником образца 1939 года, наконечник показан чёрным цветом (6)

Степан Макаров внёс значительный вклад в развитие русской океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им был сконструирован один из первых надёжных батометров[13]. Не менее, а скорее и более важной его разработкой была теория непотопляемости корабля. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину.

На посту главного инспектора морской артиллерии Макаров изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки»), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твёрдый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10—16 %, но при этом несколько ухудшалась кучность.

С. О. Макаров активно пропагандировал идею «безбронного судна», считая, что многочисленное вооружение, в том числе торпедное, а также высокая скорость важнее, чем броня. Он ратовал за открытое размещение орудий на верхней палубе, считая, что вес защиты лучше употребить на дополнительные пушки. А также считал, что, чем строить крейсер в 12 тысяч тонн, лучше послать в океан 4 крейсера по 3000 тонн.

Вклад в радиофикацию флота и радиоразведку

После вступления в должность командующего 1-й тихоокеанской эскадрой 24 февраля 1904 года инициировал развитие радиосвязи на Дальнем Востоке и в управлении флота: были созданы радиостанции на побережье Тихого океана и радиостанциями оснастили корабли. 7 марта (20 марта1904 адмирал издал приказ № 27 о радиоразведке, предписывающий перехватывать неприятельские радиограммы и определять, где находится их источник.

С 16 февраля 2012 г.
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Яндекс.Метрика