Хорошо позабытое…
Человек в скафандре совершил прыжок из стратосферы
Прыгать с парашютом — занятие далеко не для пугливых, но ничего странного в нём давно уже нет. А вот полёты на стратостатах теперь редкость. Но нашёлся человек, который придумал способ совместить и то и другое: он совершил прыжок из стратосферы.
15 марта 2012 года Феликс Баумгартнер, облачённый в космический скафандр, в котором постоянно поддерживается нужное для человека давление воздуха, зашёл в специальную капсулу. Затем воздушный шар, наполненный гелием, поднял капсулу. Когда она оказалась в 22 километрах над землёй, стратонавт прыгнул с парашютом.
Этого оказалось достаточно для того, чтобы Баумгартнер поставил новый мировой рекорд. Во время прыжка он разогнался до скорости 586 км/ч, всего же его свободное падение длилось 43 секунды.
Не стоит думать, что Баумгартнер собирается почивать на лаврах. Он уже заявил о желании летом совершить следующий прыжок, но на этот раз с высоты 37 км, то есть практически с самого края стратосферы. При падении с такой высоты он преодолеет скорость звука.
Прыжок осуществлялся в рамках инициативы Red Bull Stratos.
Автор: Юрий Михайлов
Опубликовано 16.03.2012 в блоге «Компьютерры»
Это материал, опубликованный несколько дней назад на сайте великолепного журнала «Компьютерра». Хотя название издания как бы определяет основное направление интересов пишущих и читающих, тем не менее «КТ» давно уже вышла за пределы собственно «компьютерного» издания, превратившись в научно-популярный журнал, постоянно знакомящий читателя с темами, сколь интересными, сколь и неожиданными.
Мы привели здесь эту цитату, чтобы напомнить о событиях, имевших место еще в СССР.
Уникальный прыжок из стратосферы
Статья из журнала «Парашют» 2003 (14)
В конце прошлого года Международная авиационная федерация (ФАИ) отметила 40-летие мирового рекорда, установленного Евгением Андреевым в затяжном прыжке из стратосферы. Не раскрывая парашюта он падал 24 500 метров. Этот рекорд до сих пор никем не превзойден.
В 1962 году испытатели парашютов полковник Петр Долгов и майор Евгений Андреев получили задание готовиться к прыжку с большой высоты. Это было связано с программой полета человека в космос. Петру Долгову предстояло испытать СИ-ЗМ — прообраз современного космического скафандра и новую парашютную систему, а Евгению Андрееву -аварийный выход из гондолы, аналога космической капсулы, а также установить возможности управления телом в свободном падении в костюме «ККО-3».
Прыжки предстояло совершить с аэростата «Волга» с максимальной высоты, на которую он сможет подняться. Парашютисты не только готовились к уникальному эксперименту, хотя им опыта в этом не занимать — у обоих было почти по полторы тысячи разной сложности прыжков, даже из стратосферы. Кроме того, за короткий срок им надо было освоить полеты на аэростате. Работы было очень много и они трудились, чтобы выполнить порученное им задание. Они изучали материальную часть аэростата, приборы, снаряжение, тренировались в управлении, отрабатывали методы покидания гондолы, обживали в барокамере высотные костюмы, совершали прыжки с разных высот.
Руководил осуществлением проекта заслуженный мастер спорта Герой Советского Союза Василий Романюк, имеющий на своем счету 18 мировых рекордов в том числе и из стратосферы. Его опыт и знания помогли Евгению и Петру быстро освоить предложенную программу и к концу октября 1962 года оба парашютиста были полностью готовы к выполнению задания.
Старт наметили на 1 -е ноября -синоптики дали хороший прогноз погоды. Наземная команда выехала на площадку, расположенную на берегу реки Волга недалеко от городка Вольска, в час ночи и стала готовить стратостат к подъему. Вскоре оболочка, наполненная газом, постепенно стала оживать и вытягиваться ввысь, напоминая гигантскую грушу. Под утро облачились в высотное снаряжение оба члена экипажа. За сорок минут до подъема аэронавты заняли свои места в гондоле. Она стояла на грузовой автомашине, а стратостат был закреплен к другой машине, которая исполняла роль «якоря». Теперь экипажу предстояло пройти так называемую десатурацию -обогащение крови кислородом, чтобы в организме осталось меньше азота.
В 7 часов 44 минуты был дан старт стратостату «Волга». В начале стала подниматься оболочка аэростата, а затем, вытянувшись во весь рост на высоту более ста метров, она плавно унесла в высь гондолу — серебристый шар — копию спускаемого космического аппарата. Объект, озаренный утренним солнцем, медленно уходил в небо. С экипажем поддерживалась непрерывная связь. Аэронавты передавали сведения о подъеме, работе приборов, докладывали о самочувствии. Во время подъема на высоте 13 000 метров была зафиксирована самая низкая температура воздуха — минус 65°С. Интересно отметить, что потом температура повысилась и термометр устойчиво показывал минус 61°С.
С земли невооруженным глазом был виден аэростат. Его вначале стало сносить на запад, но потом на высоте изменилось направление ветра и он снова поплыл по небу в сторону стартовой площадки. В 10 часов аэростат «Волга» набрал высоту более 25 000 метров. В 10 часов 09 минут поступила команда с земли: «Приступить к выполнению задания!» После разгерметизации кабины высотные костюмы сдавили тела парашютистов так, что им было трудно пошевелиться. И это не удивительно: ведь на этой высоте давление было в 42 раза меньше чем на земле — всего 18 миллиметров вместо привычных 760!
В 10 часов 13 минут Евгений Андреев отделился от гондолы. Вначале он около 30 секунд летел в свободном падении на спине, чтобы не подвергнуть обледенению гермошлем. Затем для более устойчивого управляемого падения пришлось перевернуться вниз лицом. Андреев увидел, что он летит в сторону Волги и, не желая поздней осенью искупаться в холодных ее водах, развернулся на 180° и стал планировать в другую сторону. Во время падения у него мерзли руки, он пытался их согреть сжимая пальцы в кулаки, а затем разжимая их. Но малейшее нарушение симметрии положения тела, тут же приводило к срыву в штопор, из которого выйти при такой скорости падения — более 900 км/час — было очень и очень трудно.
На восьмикилометровой высоте остекленение гермошлема стало покрываться инеем, что затрудняло обзор и ориентацию. На 252 секунде Евгений почувствовал рывок на поясе — сигнал — до земли осталось 1500 метров. Пролетев еще 18 секунд Андреев выдернул вытяжное кольцо и тут же над ним раскрылся купол парашюта, а некоторое время спустя он благополучно приземлился.
Задание Петра Долгова было совершить прыжок с немедленным раскрытием парашюта, который он сам сконструировал специально для покидания летательных аппаратов на больших высотах. Он отделился от гондолы на высоте 25 608 м и через несколько секунд наблюдатели увидели высоко в небе парашют. В эти радостные на земле секунды, что парашютная система сработала нормально, никто даже не мог подумать, что высоко в небе случилась беда. При отделении Петр Долгов повредил гермошлем, произошла разгерметизация скафандра и он мгновенно погиб.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новых спасательных средств полковнику Долгову Петру Ивановичу (посмертно) и майору Андрееву Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Уникальный прыжок Евгения Андреева вошел в историю и спортивных достижений — он установил новый мировой рекорд с задержкой раскрытия парашюта:
- высота прыжка — 25 458 м;
- свободное падение -24 500 м;
- время свободного падения — 270 с;
- максимальная скорость свободного падения — 900 км/ч.;
- температура за бортом выше 15 000м — -61° С
Андреев превысил бывший мировой рекорд свободного падения, принадлежавший Н. Никитину, на 9880 м.
Совершив первый прыжок в 1945 году Евгений Николаевич более полвека отдал небу. Он испытал не одну сотню новых парашютных систем, катапультных кресел и скафандров, обучал летчиков и космонавтов премудростям парашютного дела, опрыгивал гражданские и военные самолеты, чтобы найти пути безопасного покидания летательных аппаратов в аварийных ситуациях в воздухе.
За огромный труд и высокие достижения в области парашютизма полковнику Евгению Андрееву присвоены высокие звания: Героя Советского Союза (1962), «Заслуженный мастер спорта СССР» (1963), «Заслуженный парашютист-испытатель СССР» (1985 г.) и вручен знак под номером один. На его счету 4800 прыжков с парашютом, из них 8 мировых рекордов. Автор книги «Небо вокруг меня».