ДОРОГА в НЕБО … !!!
18 марта 2025 года в центральном офицерском клубе Воздушно — Космических Сил в Москве состоялась встреча с героем специальной военной операции на Украине, легендарным снайпером Анатолием КОЛЬЧИНСКИМ ( позывной Пионер).

Нина Владиславовна ФАРАФОНОВА торжественно вручила награду общественного геральдического Совета «КОМАНДАРМ»-
«ТЕЛЬНЯШКА-
ДУШИ МОЕЙ БРОНЕЖИЛЕТ»!
И это не случайно. Анатолий служил в разведывательном подразделении Северной бригады морской пехоты. Позже был переведен в Арктическую бригаду.
Он один из самых результативных снайперов СВО. Получил тяжёлое ранение и почти полгода был парализован…
Но несмотря ни на что, а даже вопреки всему нашел в себе силы вернуться к нормальной жизни. Сейчас он занимается волонтёрской деятельностью, ведет большую патриотическую работу с молодежью и оказывает помощь бойцам своего подразделения, регулярно бывая за «ленточкой»…
Обязательно посмотрите про него фильм «Снайпер и ангелок»…

Анатолий КОЛЬЧИНСКИЙ до ухода на спецоперацию, в Санкт-Петербурге работал предпринимателем. Когда пришла повестка по мобилизации, он сразу пошел в военкомат.
Еще в армии отлично освоил снайперские винтовки.
—«Самое главное, нужно понимать, куда ты едешь и зачем! От дурной головы или за деньгами туда ни в коем случае не стоит отправляться, это не занимательное путешествие! — говорит мужчина.
На полях сражений Анатолий получил позывной «Пионер». Он участвовал в боях под Кременной и на Херсонском направлении, был неоднократно ранен, но возвращался в строй. В августе 2023 года получил травмы, не позволившие ему оставаться на передовой. Выполнение задачи требовало переправы на катерах через Днепр, но судно противника, которое предстояло атаковать, оказалось бронированным. ВСУ в ответ устроили яростный обстрел минометами и кассетными боеприпасами. Анатолия несколько раз контузило и пронзило осколками, он почти утонул, но, к счастью, был спасен товарищем.
Переломы, отеки, другие повреждения — все это привело к месяцам лечения с перерывами на отдых дома с женой и сыном. Одна нога у ветерана СВО до сих пор не двигается, но духом он не пал и еще в госпитале завел телеграм канал для сбора помощи подразделениям, в которых служил, — «Пионер запаса». Там уже более восьми тысяч подписчиков, активно откликающихся на призывы посодействовать со сбором средств на гуманитарку, необходимую технику, машины и многое другое, необходимое защитникам Родины.

«Не хочу просто так сидеть»
Сейчас Анатолий помогает двум подразделениям, в которых ему довелось служить. А вместе с мамой он разработал «мантии-невидимки» — специальные покрывала, защищающие бойцов и объекты от тепловизоров. В частности, эти накидки позволяют обеспечить невидимость позиции снайпера, также их используют для укрытия раненых во время ожидания эвакуации, маскировки на местности от БПЛА противника, для укрытия транспорта, вооружения и т. п.
«Я пользовался такими покрывалами, знаю все минусы и плюсы. К сожалению, для массового производства покрывал в целях удешевления зачастую используются некачественные материалы с очень коротким сроком действия. По опыту знаю, что магазинные покрывала защищают от 15 до 30 минут — потом они нагреваются и теряют эффект. Мы испытывали наше изделие, и время действия оказалось гораздо выше — около трёх часов. Наши ребята ими накрывают даже артиллерийское оружие», — объясняет Пионер.
По его словам, волонтёры покупают специальную дорогую ткань, делают прокладки из другого материала — этим изделия отличаются от тех, что сделаны на поток.
— «Единственный минус у наших покрывал в габаритах, но зато они спасают жизни. Кроме моей мамы, их теперь шьют добровольцы в нескольких городах. За два месяца мы отправили в зону спецоперации порядка 70 покрывал» … — говорит КОЛЬЧИНСКИЙ.
Сейчас Анатолий восстанавливается дома, посещает классные часы в школе, где учится его сын-первоклассник
«Буду плотно заниматься гуманитаркой. Также мне поступило много предложений стать инструктором, обучать будущих снайперов. Думаю, что отказываться от такого предложения я не стану. Я не привык просто так сидеть, хочу быть полезным», — резюмирует Пионер.
18 марта 2025 года, в этот день 107 лет назад, во время гражданской войны в РОСИИ, родился Евгений Георгиевич ПЕПЕЛЯЕВ (18.03.1918 — 04.01.2013).
Трудное сибирское детство закалило характер, а увлечение охотой научило принимать быстрые решения, уметь скрадывать зверя и выбирать момент для точного выстрела.
ЭТИ КАЧЕСТВА ОЧЕНЬ ПРИГОДИЛИСЬ БУДУЩЕМУ АСУ, ЛЁТЧИКУ-ИСТРЕБИТЕЛЮ!

Примером Евгению стал старший брат Константин – военный летчик, погибший в 1941 году в воздушном бою над озером Ильмень. Это под его влиянием младший брат поступил в аэроклуб, а в 1938 году закончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.
Освоил полеты на самолете И-16, получил звание младшего лейтенанта. Служить отправился на Дальний Восток в Белогорск.
И так молодой летчик в последующих боях с американцами в Корейском небе завоевал признание аса № 1 реактивной эпохи авиации военно-воздушных сил (ВВС) ...
В Великую Отечественную ПЕПЕЛЯЕВУ удалось побывать на боевой стажировке в ноябре 1943 года на Белорусском фронте. Но на передовой воцарилось затишье, и за 10 вылетов не случилось ни одного столкновения с противником. Летом 1945-го замкомандира 300-го истребительного авиационного полка (ИАП) совершил около 20 боевых вылетов в ходе войны с Японией. И впоследствии был назначен командиром полка.
В декабре 1947 года окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, где вместе с ним учились 76 Героев Советского Союза, был направлен на должность комполка, но оказался назначен лишь заместителем командира 196-го иап в подмосковном Волосове.
В начале 1948 года вышло правительственное постановление о борьбе с аварийностью в ВВС, строго каравшее командиров. Результатом стало сокращение полетов и упрощение учебных заданий. И это совпало с переучиванием на новую реактивную технику. Евгений Пепеляев писал в воспоминаниях:
—«По опыту боевой подготовки 196-го авиаполка я могу твердо сказать, что летный состав за период 1946–1950 годов в боевой подготовке деградировал».
При этом сам ПЕПЕЛЯЕВ совершал полеты по программе испытаний самолетов Як-15 и Ла-15. Следующим реактивным самолетом стал в мае 1950 года легендарный МиГ-15, которым Евгений ПЕПЕЛЯЕВ овладел очень быстро и сам стал учить других летчиков.
В октябре 1950 года при посадке у МиГ-15 ПЕПЕЛЯЕВА оказались убраны шасси.
Поскольку соответствующего индикатора не существовало, он этого не заметил и приземлился «на пузо». Самолет сгорел. Результатом стали строгое взыскание с денежными вычетами, назначение командиром 196-го гв. иап, на шасси конструкторы поставили лампочки, а в инструкцию для летчиков внесли изменения.
Полк входил в состав 34-й авиадивизии под командованием Трижды Героя Ивана КОЖЕДУБА, предназначенной для действий в Корее. Командиры полков сами отбирали добровольцев, 90% которых имели боевой опыт Великой Отечественной.
Южанам было нанесено тяжелое поражение, однако тут вмешались США и их союзники под флагом ООН. И теперь поражение грозило Северу, судьба которого висела на волоске…
Но на помощь пришли КИТАЙ с добровольцами, и СССР, поделившийся оружием и специалистами.
Это стала первая война скоростной, реактивной, эры.
В ней реактивная техника массированно применялась всеми сторонами, и к чему США оказались совершенно не готовы. После почти безнаказанных бомбардировок японских и немецких городов они ожидали столь же легкого похода на Корею. Но не получилось.
Для Советского Союза и КНР было жизненно важно сохранить КНДР – буферную зону со сферой военного влияния США. С этой точки зрения советские летчики воевали за геостратегические интересы своей Родины. В конечном счете граница между двумя Кореями установилась по 38-й параллели, там же, что и до войны.
МИГИ ИДУТ В АТАКУ
Полк прибыл на аэродром возле города Дунфын в Северном Китае под новый 1951 год. Всех переодели в своеобразную китайскую военную форму с хромовыми сапогами красного цвета. Летчики собирали привезенные в контейнерах самолеты, облетывали их, готовились к боевым действиям. Огромную роль сыграл в этом сам Евгений ПЕПЕЛЯЕВ. Он начинал с индивидуальной подготовки каждого из своих 30 летчиков, затем учил их взаимодействовать в группе. За три месяца все пилоты полка были подготовлены по нормативам 2-го класса, а почти треть вполне соответствовала 1-му классу. Это стало основой будущих побед. Боевые показатели 196-го полка поразительны: 108 сбитых самолетов противника, а свои потери – 10 самолетов и четыре летчика.
Задачи в войне Евгений ПЕПЕЛЯЕВ формулировал так:
—«Мои летчики и я прекрасно понимали, что мы воюем не за свое Отечество, не за своих близких, а защищаем наших друзей-товарищей, выполняя приказ командования, своего правительства. Поэтому я не требовал от подчиненных проливать кровь и отдавать жизнь, любой ценой выполняя боевую задачу. Не призывал жертвовать собой ради уничтожения самолетов противника, но мы были полны решимости не давать противнику сбивать своих товарищей, а главное – не дать бомбить обороняемые объекты, вытеснить противника боями из своего района. Тактика наших воздушных боев была больше оборонительной, чем наступательной. Я ставил задачу – после войны всем вернуться домой с победой».
1 апреля 1951 года полк в составе 30 МиГ-15 прибыл к месту базирования на аэродроме Аньдун вблизи границы КНДР. Основной боевой задачей дивизии Ивана КОЖЕДУБА было прикрытие от ударов с воздуха гидроэлектростанции и железнодорожного моста на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.
В первых боях проявились некоторые недостатки МиГ-15 с двигателем РД-45. Советский истребитель успешно сражался со штурмовиками F-80 и F-84, с палубными истребителями F9F «Пантера». Но в бою против истребителей F-86 «Сейбр» ему не хватало мощности двигателя. Схватки с ними были трудным делом и не всегда заканчивались победой советских летчиков. Поэтому Пепеляев сразу начал бомбардировать начальство требованиями перевооружить полк на более современные МиГ-15 бис с двигателем ВК-1. Впрочем, руководство и само понимало необходимость такой замены. Она произошла уже в конце апреля.
У командира полка много забот, тем более на новом месте базирования. Поэтому Евгению ПЕПЕЛЯЕВУ редко удавалось летать самому.
20 мая 1951 года, состоялся у него лишь первый воздушный бой.
Летчики 196-го полка двумя восьмерками вылетели на помощь 20 истребителям 18-го гв. иап, которые сошлись с почти 40 «Сейбрами».
Первую восьмерку вел Евгений ПЕПЕЛЯЕВ и с ходу бросил ее в бой с превосходящими силами -12 самолетами противника.
Зайдя в хвост одному из F-86, он с расстояния 500–600 м поразил его пушечной очередью.
По результатам дешифровки пленки кинофотопулеметов (КФП) засчитана победа ПЕПЕЛЯЕВУ. Однако, как было установлено позднее, американскому пилоту удалось дотянуть до базы и сесть. Но самолет был списан. Так что победа засчитана вполне законно.
НА ПРЕДЕЛЕ СИЛ
В августе американское командование, сосредоточив более тысячи самолетов, приступило к операции «Стрэнгл» («Удушение») с целью прекратить движение транспорта на территории КНДР, прервав снабжение китайских и северокорейских войск. Начались массированные атаки на коммуникации. Для их отражения приходилось поднимать в воздух целую авиадивизию, а то и две. В воздушных боях иногда сходились более 100 самолетов.
06 октября 1951 года полковник ПЕПЕЛЯЕВ сбил два F-86A. Американский летчик Билл Гаррет, попавший под огонь его пушек, позднее описал этот бой. Он пытался уйти на подбитой машине: «Береговая линия приближалась быстро, но до нее все еще оставалось несколько миль. Тогда я увидел, что Желтое море было в период отлива… Здесь была огромная полоса береговой грязи, довольно гладкой на вид и мягкой, и подходила для вынужденной посадки».
Истребитель плюхнулся в ил. Билл Гаррет выгреб в открытое море на резиновой лодке из спасательного комплекта, и его вскоре подобрала амфибия поисково-спасательной службы. А советским специалистам достался практически целехонький «Сейбр» с действующей авионикой. Вскоре он был доставлен в Москву и послужил развитию советской авиации.
Это стала уже пятая победа Евгения ПЕПЕЛЯЕВА, то есть он заслужил звание аса.
Больше всего побед Евгений Георгиевич одержал в ноябре 1951 года. К этому времени он приобрел серьезный боевой опыт, отлично изучил тактические приемы противника, его слабые и сильные стороны. А главное – он отлично знал свой МиГ-15бис, выполнял на нем любые фигуры высшего пилотажа и отлично стрелял по воздушным целям. И еще один немаловажный фактор – здоровье. Он выдерживал едва ли не запредельные перегрузки, хотя не имел противоперегрузочного костюма, какие надевали американские летчики.
8 ноября 1951 года одержаны очередные ещё две победы.
Необходимо отметить, что боекомплект авиационной пушки Н-37Д составляет 40 снарядов и отстреливается за 9,5 сек. Время отстрела боекомплекта пушек НС-23КМ – 8 сек. Пушек НР-23КМ – 5,6 сек. Надо суметь сблизиться с маневрирующим противником на высокой скорости, поймать в прицел и одной короткой очередью поразить. Тогда останутся снаряды на еще одну такую очередь в 3–5 сек., чтобы в одном бою сбить два самолета.
ПЕПЕЛЯЕВ стрелял очередями в одну секунду и никогда не расходовал боекомплект полностью. На такое способен только настоящий ас.
28 ноября 1951 года он в одном бою сбил подряд F-86E и F-86A. Кроме того, по одному самолету уничтожил 27 и 29 ноября. Итого: четыре победы за три дня.
01 декабря 1951 сбил 15-й по счету самолет – F-80 «Шутинг Стар». Пилот выбросился с парашютом и попал в плен.
В начале 1952 года полк, находившийся в Корее уже 12 месяцев, сражался на пределе сил. У истребителей тяжелая работа. Полеты и воздушные бои на высотах 7–9 тыс. м, перегрузки на виражах, нервное напряжение. Не удивительно, что из-за перепадов давления постоянно болели уши, шла носом кровь, болел позвоночник, ломало все тело. Летали на обезболивающих уколах. И выбывали из строя – по состоянию здоровья все больше летчиков медики не допускали к полетам. В январе вылетать могли максимум две восьмерки МиГов. В бой их всегда вел командир полка.
11 января 1952 года 196-й полк провел последние воздушные бои. В этот день Евгений ПЕПЕЛЯЕВ «срубил» 19-й самолет противника. А 1 февраля дивизия отбыла на Родину.
Закончились 414 дней командировки на войну. Полк ПЕПЕЛЯЕВА имел больше всех побед и самые малые потери среди истребительных полков. Сам Евгений Георгиевич выполнил 109 боевых вылетов, в 38 воздушных боях одержал 19 побед. Это по подсчетам зарубежных историков авиации, работавших с архивами и анализировавшими воспоминания летчиков США и других стран. Официально на его счету 20 побед. В других источниках называют 23 победы.
ПЕПЕЛЯЕВ признавался, что дважды отдавал пленки кинофотопулеметов (КФП), фиксировавшие попадание, своему ведомому Александру РЫЖКОВУ, который его прикрывал и не имел возможности атаковать противника, при этом рисковал гораздо больше.
РЫЖКОВ погиб в декабре 1951 года.
На его счету три лично сбитых самолета и три в группе.
Подсчет велся на основании пленок КФП. В скоротечном бою на высоких скоростях зачастую пилот даже и не видел, попал он в самолет противника или нет. Бывало, что американцам засчитывали семь сбитых МиГов, когда, по советским данным, был потерян всего один самолет.
Если янки считали, что МиГ получил сильные повреждения, записывали 0,5 победы. Такими половинками набирали приличный счет.
Евгений Пепеляев считал, что не все победы, записанные на его счет и на счет других летчиков, достоверны. С уверенностью говорил о своих 10–11 победах.
НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ ВСЕГДА СКРОМНЫ…
За 11 месяцев боевых действий во время Корейской войны Евгений Георгиевич сбил в воздушных боях 19 американских самолетов. Это количество побед, подтвержденное зарубежными исследователями. Официально ему зачислено 20 побед. Больше за последующие годы не сбил никто, хотя активные схватки реактивных самолётов ВВС неоднократно происходили в небе Вьетнама, Ближнего Востока, Азии.
Так прожил 95 лет жизни лучший летчик-истребитель реактивной эпохи авиации
ЕВГЕНИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ПЕПЕЛЯЕВ.