«Точку в деле об убийстве Николая Второго ставить рано»
Москва. 9 марта. INTERFAX.RU – Директор Канцелярии Российского Императорского Дома Романовых Александр Николаевич Закатов заявил в интервью обозревателю «Интерфакса» Павлу Коряшкину, что решить вопрос о подлинности Царских останков, возможно, будет под силу лишь следующему поколению россиян.
— В недавнем постановлении о прекращении расследования уголовного дела об убийстве Царской Семьи Следственный комитет учел решение Президиума Верховного Суда о том, что Николай Второй и его семья лишены жизни от имени государства. Именно этого добивался Дом Романовых. Все, в деле можно ставить точку?
— К сожалению, точку ставить рано.
Во-первых, учитывая высокую общественную значимость дела о расследовании цареубийства, постановление Следственного комитета должно стать достоянием общественности. Пока мы знаем о позиции СК только по отрывочным фразам из СМИ.
Во-вторых, до сих пор не решен вопрос о подлинности «екатеринбургских останков». Как известно, Русская Православная Церковь не нашла достаточных оснований для признания их мощами святых царственных страстотерпцев, и глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна целиком и полностью солидарна с мнением Церкви.В-третьих, сами же следователи признают, что не до конца исследована роль руководителей большевистского режима Ленина и Свердлова в расстреле Царской Семьи и ее верных служителей.
— Сколько еще времени необходимо для того, чтобы был найден консенсус по вопросу о подлинности Царских останков? Нужны какие-то дополнительные исследования?
— Когда только начались первые споры о подлинности «екатеринбургских останков», Глава Дома Романовых, ныне покойный Великий Князь Владимир Кириллович предлагал временно захоронить их в храме или часовне, обеспечить совершение над ними богослужений, а тем временем без спешки и ажиотажа заняться честной, открытой и гласной экспертизой. В наше время по этому пути, слава Богу, пошли в отношении «холмогорских останков», возможно, принадлежащих убитому в 1764 году Императору Иоанну VI. Но в 1990-е годы к позиции Великого Князя не прислушались, а захотели устроить политическое шоу к определенной дате. Результат оказался плачевным.
Следователи и чиновники сами сделали все, чтобы посеять у верующих и общества недоверие к их экспертизам. Государственная комиссия проигнорировала позицию Русской Православной Церкви и Российского Императорского Дома. А сейчас эти же люди обвиняют Церковь и Династию в ангажированности и мракобесии!
Да поймите, что в мире нет более заинтересованных в подлинности «екатеринбургских останков» сил, чем Церковь и Императорский Дом. Для Церкви это была бы еще одна чтимая святыня, а для императорской семьи – плюс к тому еще и прах их родственников. Но если есть сомнения, ни Церковь, ни Дом Романовых не могут взять на себя грех введения людей в заблуждение.
Те, кто пытается оказать давление на Церковь скандальными публикациями, только загоняют ситуацию в тупик. Не исключено, что спокойно и объективно разобраться в этом деле предстоит лишь следующему поколению граждан России.
— Есть ли вероятность того, что в усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга захоронены не Романовы?
— Да, увы, такая вероятность не исключена. Вспомним, что 17 июля 1998 года священники, участвовавшие в погребении «екатеринбургских останков», никого не упоминали по имени, а использовали формулу «ихже имена, Ты, Господи, веси», то есть «Ты Сам, Господи, знаешь их имена». Но, во всяком случае, скорее всего это тоже замученные люди, жертвы террора. Никто не говорит о том, что их прах нужно снова тревожить, даже если будет доказано, что это не Романовы. Что сделано, то сделано. Пусть они покоятся с миром. Но правду установить необходимо.
— Есть ли прямые данные, подтверждающие, что Николай Второй был убит по решению Ленина?
— Большевики приняли решение о казни Государя еще в 1903 году на II брюссельско-лондонск ом съезде своей партии. Это прямым текстом утверждает сам Ленин в своей статье «Как буржуазия использует ренегатов». Лев Троцкий, бывший на 1918 год вторым лицом в коммунистическом режиме, оставил свидетельство, что вопрос о казни императора и его семьи решили «Свердлов с Ильичом». Среди сохранившихся письменных источников, действительно, нет прямого приказания Ленина и Свердлова о расстреле августейших узников. Но ссылка на этот факт неубедительна. Огромное количество людей стали тогда жертвами бессудных, незадокументированны х расправ, которые являлись, тем не менее, политическими репрессиями, а не уголовными убийствами. В отношении императора и его родных большевики сознательно создавали атмосферу особой секретности. Во всяком случае, расследование обстоятельств принятия решения о казни святых Царственных страстотерпцев должно быть продолжено.
— Есть ли другие потомки Романовых, помимо живущей в Испании Великой Княгини Марии Владимировны, которые могут претендовать на главенство в Императорском Доме?
— Правовой основой существования Российского Императорского Дома является закон Императора Павла I, принятый еще в 1797 году. Это акт естественного права, сохраняющий такую же силу для Императорского Дома, как, например, каноны для Церкви. По этому точному и четкому закону «претендентов» просто не может быть. Есть всегда одно-единственное лицо, являющееся наследственной легитимной Главой Дома Романовых.
В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна. Ее наследник – ее сын Великий Князь Георгий Михайлович.
В мире есть еще потомки Членов Императорского Дома от брачных союзов, не соответствующих законам и традициям семьи. Они к Императорскому Дому не принадлежат и, следовательно, не могут его возглавлять. Существует частная ассоциация морганатических родственников Династии – «Объединение рода Романовых». Ее председатель – выборная должность. Уже один этот факт показывает, что правовой статус данной ассоциации не имеет ничего общего со статусом исторической институции – Российского Императорского Дома, главенство в котором наследуется по закону.
— На какие средства существует Дом Романовых? Если не секрет, остались ли царские счета в банках, есть ли недвижимость в России и за рубежом?
— Императорская Семья живет очень скромно. После революции всё движимое и недвижимое имущество Дома Романовых было национализировано. По милости Божией, с помощью верных людей Императорской Семье удалось сохранить достойный средний уровень жизни, но не более того. Никаких «царских счетов», о которых любят писать падкие на дешевые сенсации авторы, не существует.
Из недвижимости у Великой Княгини Марии Владимировны во всем мире есть одна квартира в Мадриде, в которой она в настоящее время проживает. Даже дом в Сен-Бриаке во Франции, приобретенный еще ее дедушкой Государем Кириллом Владимировичем, Великая Княгиня была вынуждена продать, так как у нее нет средств на его содержание и ремонт.
При этом Глава Дома Романовых постоянно заявляет, а недавно официально подтвердила во время посещения Верховного Суда Российской Федерации, что она против реституции и никогда не будет просить или требовать вернуть ей что-либо из собственности Императорского Дома.
— Какого особого статуса добивается Великая Княгиня Мария Владимировна, чтобы вернуться в Россию?
— Великая Княгиня Мария Владимировна ничего не добивается и старается быть полезной своей стране без всяких условий. Но она считает справедливым, чтобы современное государство определило свое отношение к Императорскому Дому как к уникальной исторической институции, являющейся одним из символов России.
В этом нет ничего необычного. Во многих странах с республиканской формой правления государственная власть нашла правовые формулы, позволяющие Императорской или Королевской Династии занять четкое место в жизни своего народа и полноценно выполнять свои общественные функции. Такое положение сложилось во Франции. Португалии, Германии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Сербии, Албании, Италии.
Династия это живая связь с историей. Поэтому она является очень важным компонентом подлинного гражданского общества. На практике многие элементы статуса Императорского Дома в России уже сложились, но их необходимо юридически закрепить. Ничего антиконституционного в этом нет. В преамбуле к Конституции Российской Федерации говорится, что народ принимает Основной Закон, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». Это положение Конституции указывает на необходимость бережного отношения ко всем историческим институциям, хранящим традиционные ценности и преемственность с прошлым.
Наше государство, оставаясь светским, проявляет уважение к Православной Церкви и другим традиционным конфессиям. Точно также, оставаясь республиканским, оно может проявлять уважение к исторической Династии. Это вопрос не политический и не имущественный, а моральный. Но именно поэтому он важнее многих политических решений.
— Не собирается ли Великий Князь Георгию Михайлович обзавестись семьей? Если не секрет, как идут поиски невесты? Он ведь не может взять в жены девушку из обычной семьи?
— Пока вопрос о браке наследника не стоит. В современном мире прежние традиции сватовства уже не существуют. Нужно надеяться, что Великий Князь встретит спутницу жизни, с которой его будут связывать любовь и взаимное уважение, которая будет с пониманием относиться к его миссии и помогать ему.
Есть еще ограничение, введенное в дополнение к акту Павла I его сыном Александром I, касающееся статуса невесты. По ныне действующему российскому династическому законодательству, брак Цесаревича должен быть равнородным. То есть он должен жениться на представительнице какого-то Царственного или Владетельного дома. В противном случае он сам не утратит прав наследования, но его потомство их лишится. Правда, общемировая тенденция такова, что большинство Королевских Домов, в том числе и реально царствующих, уже отказалось от подобных ограничений. Поэтому они всё более утрачивают смысл.
Не исключено, что рано или поздно Российский Императорский Дом вернется к закону Павла I в первоначальной редакции, отменив позднейшие добавления. Тогда браки Членов Дома Романовых с девушками из обычных семей станут возможными и абсолютно законными, а потомство сможет наследовать все династические права. О необходимости этого шага писали известные церковные иерархи, в том числе святой Иоанн Шанхайский. Но такое решение невозможно без воли Главы Императорского Дома и благословения Православной Церкви. Пока закон не изменен, он действует.
— Многие представители российской политической и военной элиты награждены медалями и орденами Дома Романовых. Какой статус этих наград?
— Императорские ордена это не просто знаки отличия, а почетные корпорации. Причисление к ним – не только поощрение, но и моральная обязанность соответствовать кодексу чести, творить дела милосердия.
В Российской Империи императорские ордена обладали государственным статусом. После революции они этого статуса лишились, но сохранились как исторические сообщества при Императорском Доме. Это, опять же, общемировая практика. Почти все Королевские Дома Европы и Азии, лишенные политической власти, оставили за собой право награждать фамильными орденами. И во всем цивилизованном мире такие награды принимаются, в том числе, и государственными деятелями республик.
Традиция награждения императорскими орденами не прерывалась никогда, хотя, конечно, число кавалеров значительно сократилось. С тех пор, как начался процесс реинтеграции Династии Романовых в общественную жизнь современной России, вернулись и династические ордена. Награждение сопричислением к ордену или правом ношения того или иного знака отличия дает возможность Императорскому Дому выразить свое уважение и благодарность соотечественникам, имеющим заслуги перед Родиной.
Среди кавалеров есть всемирно известные государственные, церковные и общественные деятели, но не меньше граждан, не обладающих широкой известностью – офицеров, педагогов, ученых, представителей самых разных профессий. Если проводить аналогию, то династические ордена занимают в правовом поле примерно такое же положение, как ордена Церкви. У них нет государственного статуса, но они выше общественных наград, так как принадлежат исторической институции, сохранившей правовую преемственность на протяжении веков.
— Некоторые недоумевают по поводу того, что Дом Романовых активно дарует дворянские звания российским высокопоставленным чиновниками, в принципе, с рабоче-крестьянским происхождением. Это какая-то новая мода?
— Пожалование дворянства это не мода, и не новое явление. Петр I Великий еще в 1722 году ввел Табель о рангах, по которой доступ в дворянское сословие был открыт для представителей всех других сословий, для любого человека, отличившегося на военной или гражданской службе. До революции пожалование дворянства давало определенные привилегии. Но после отмены крепостного права в 1861 году эти привилегии начали отмирать или становиться фикцией. Если бы монархия не пала в 1917 году, они все равно были бы постепенно отменены. Об этом можно судить по примерам всех сохранившихся монархий. Великая Княгиня Мария Владимировна не раз заявляла, что о возрождении каких бы то ни было сословных привилегий не может идти речи, даже если монархический строй в России когда-нибудь будет восстановлен.
В современном мире обладание правами дворянства – это не политическое явление, а состояние духа. Дворянство остается живой корпорацией и пополняется лучшими представителями народа. Единственным источником пожалования дворянского достоинства является легитимный глава исторической Императорской или Королевской Династии.
В России прямых пожалований дворянства в настоящее время чрезвычайно мало, буквально единицы. Но согласно историческим статутам императорских орденов, их кавалеры IV, III и II степеней автоматически получают права личного дворянства, распространяемые только на супругу награжденного, а кавалеры I степени – права потомственного дворянства, которые передаются и детям. Как я уже говорил, кавалерами императорских орденов становятся отнюдь не только высокопоставленные деятели, но и самые обычные сограждане. Так было и в Российской Империи, только масштабы награждений тогда были несравненно больше.
Пожаловать дворянство можно только людям с рабоче-крестьянским происхождением, ведь в пожаловании дворянства дворянам нет никакого смысла. Нужно только понимать, что дворянское достоинство это не красивая игрушка, а, прежде всего, повышение ответственности перед государством и обществом.
Ну, а если вам кто-нибудь предложит купить дворянство, титул или право ношения ордена, знайте – перед вами мошенники. Купленное фальшивое «дворянство» это не почет, а позор и насмешка.
ИА «Интерфакс»